Высокая миссия русского учителя - преподавателя иностранного: студенты СГБА в Школе № 93 (практика лучших, трудные задачи нового времени). Нужно ли быть русским человеком и представлять русскую культуру и историю, будучи преподавателем иностранного языка? Нужно ли рассказывать на английском и итальянском о себе, своей стране и культуре, или ограничиться только погружением в менталитет жителя другой страны? Что такое «конкурентоспособность русского педагога в глобальном масштабе»? Как молодому учителю, еще не определившемуся с собственной идентичностью, решать ключевые задачи сегодняшнего дня: «обеспечивать глобальную конкурентоспособность российского образования», и, при этом (что страшее и ответственнее) - «воспитывать гармонично развитую и ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации»…

На практике это означает:

  • рассказываешь ли ты на уроках, что у Пиноккио нос вырос от лжи, а Буратино сбежал от отца в надежде построить «новый мир», при этом, не чужд был мечте обогатиться (вырастить дерево с золотыми монетами из пятака, вырученного от продажи Азбуки, купленной на последние сбережения Папой Карло). Можно ли объяснить ребенку, что отказываясь от традиции, легко оказаться обманутым (говоря «взрослым» языком - стать предметом манипуляции) и вдруг очутиться в окружении «новых друзей» (Кота Базилио и Лисы Алисы) в самой настоящей «Стране дураков»;
  • нужно ли, когда рассказываешь об итальянской или английской кухне (пицце, пасте, ризотто…), упомянуть о борще, квашеной капусте, пирогах и кулебяке,
  • рассказывая о праздниках, сеять ли в неокрепшее детское сознание культуру Хеллоуина, или вполне осознавать, что праздник - мощнейший инструмент воспитания и трансляции ценностей, определяющих понятие нормы (не только социальной, но и моральной), модели поведения, систему ориентаций,
  • стоит ли молодому педагогу, работая с детьми, ознакомиться с работами Э.Фромма, который предупреждал об опасности «идентификации с лжеидеалом» (сознательной и бессознательной), которая происходит двумя путями: через погружение в культуру (систему смыслов, ритуалов, обрядов, норм) и через специальным образом организованное образовательное усилие (Л.Выготский настаивал на их комплексе)…

В общем, вопросов молодому педагогу, студенту и его наставнику перед приходом к детям предстоит решить много. В профессии это называется: стратегия, тактика, методология и система методов, профессиональное самоопределение и профессиональная ответственность (равно компетентность).

Сегодня эти вопросы, когда Россия формулирует собственную идентичность в условиях изменившегося мира, в котором намерена достойно представлять свое лицо, стоят остро, всерьез и - надолго. Можно назвать это вызовами времени, на которые СГБА, как одно из ведущих среднеспециальных учреждений города, представленных на рынке образовательных услуг более 20 лет, выпускающих конкурентоспособных специалистов в пространстве России и мира, намерена отвечать.

А пока, в осенние каникулы лучшие студенты СГБА и их опытные наставники проведут в школе №93 для 3-5 классов свои веселые творческие интерактивные уроки - на английском и итальянском. Дети будут размышлять, что такое осень, как рассказать о бездонном синем небе и высоких деревьях, сбрасывающих разноцветную листву в предвкушении долгого сна и нового возрождения - к жизни... Они сделают красивую поделку маме из природных материалов и расскажут ей (на русском, английском и итальянском), что маму любят все дети на свете, все они смотрят в небо, у всех есть заветная мечта… Еще в программе занятий - национальная кухня и праздники. Будут песни, стихи, игры, конкурсы и - много тепла.

Напомним, что Школа № 93 - одна из лучших школ города Тольятти, на протяжении нескольких лет реализующая комплекс программ изучения русского и иностранных языков с начальной школы. Программный комплекс реализуется с привлечением носителей иностранного языка и русских педагогов-преподавателей иностранного, способных в учебной деятельности осуществить сложную педагогическую и воспитательную задачу - диалог культур, без утраты национальной идентичности.

|